16+
"Батайское время" выходит каждую среду.
Вход пользователя

Две пенсии на пятерых

Пока горожане озабочены выбоинами на дорогах в Батайске, рядом голодают дети. Мы начинаем сбор помощи для семьи Поступаевых, где две бабушки тащат на своих плечах трех внуков.
Фото

Старенький низкий дом, шалеванный, но когда-то обложенный красным кирпичом, по-батайски выходит окнами прямо на улицу Тургенева. В старые деревянные рамы вставлены не привычные двойники, а одинарные стекла, которые не шибко защищают от холода и грешат сильной звукопроницаемостью. 29 марта из окон были слышны крики и плач ребенка...

Я постучала. Спустя пару минут с крыльца на улицу вышла пожилая женщина в цветастом платке. Она поздоровалась и гостеприимно пригласила войти. В тесных, заставленных старой обшарпанной мебелью комнатах вместе с двумя пожилыми женщинами 55 и 80 лет живут дети. Трое. Они с интересом поглядывали на меня и застенчиво улыбались.

- Юре - девять, Насте - шесть, а младшему Максимке  - три с половиной, - представила правнуков восьмидесятилетняя Нина Павловна. - Все дома потому, что в детсаду ремонт, а в школе каникулы.

За спиной женщины в углублении старой облупленной печи виднелся нехитрый скарб и посуда. На кровати горой были наложены вещи, а полы устланы старыми затертыми половиками.

Еще одна женщина сидела в глубине комнаты на диване и опиралась рукой на палку.

- Извините, что не встречаю - ходить трудно, - подключилась она к беседе. - Теперь детей в школу с садик водит моя мать, так как я сама с трудом по дому передвигаюсь после инсульта. Когда здорова была, то подрабатывала уборщицей в детсаду. А теперь все вместе только на пенсию и живем.

Пенсию 55-летняя Ольга Николаевна, дочь Нины Павловны, получает с 50 лет, так в свое время отработала на «тяжелой работе» на стройке. К тому же  ее младшая дочь Елена - инвалид детства. Но, как ни крути, на пенсию вместе с тремя детьми точно не выжить.

Как рассказали женщины, Юра с Настей - это дети старшей 30-летней дочери Александры. Но с семьей она не живет, и дети видели ее в последний раз еще в декабре прошлого года.

- С тех пор мы не однажды обращались в полицию, чтобы ее нашли.  Но там уже смеются и отвечают, что Саша - взрослая женщина, нагуляется, мол, и сама придет, - пожаловалась  Ольга Николаевна. - А она с рождения старшего сына все время так - то пропадает на 2-3 месяца, то появляется на 2-3 дня и опять исчезает.

Где Александра бывает и какой образ жизни ведет - семья понятия не имеет.

Вторая дочь Поступаевых Елена с сожителем и младшим двухлетним ребенком тоже неизвестно, где. Зато старшенького, Максимку, тоже бабулям подбросила.

В газету батайчанки позвонили от безысходности - им не на что кормить детей.

- Опеку оформили, а денег нет! Как же это так? - разводит руками Ольга Николаевна.

На запрос БВ в уполномоченный орган опеки и попечительства города Батайска пришел ответ, подтверждающий слова Поступаевых о том, что бабушка действительно не получает никаких денежных выплат на обоих детей, хоть и является их опекуном с 2016 года.

- Выплаты не назначались в связи с отсутствием оснований, - сообщила начальник ведомства Анжелика Шестопалова.

Вот если бы матери детей были лишены родительских прав, тогда ситуация была бы другой. Но «кукушки» упорхнула из семьи, даже не подумав о том, на какие средства будут существовать их дети. В общем-то, и материнский капитал мамаши могут, уж единовременные выплаты из него - точно. При этом ни бабушкам, ни детям не достанется ни копейки.

- Мы просили выдать нам хоть какие-то деньги на детей, хоть копейки из маткапитала, но нам отказали. Капитал заморожен, - рассказывают Поступаевы.

Сотрудники надзорного органа приходили к Поступаевым не однажды и в итоге предложили сдать старших детей Юру и Настю в детский дом для временного пребывания, то есть на неопределенный срок.

- Да мы и не против, - согласилась  Нина Павловна, - пусть заберут хоть на время. Ну, не тянем мы троих, ни по здоровью, ни по деньгам. Вот на Настеньку уже и документы готовы, а Юрочке никак не могут кровь проверить. Он кричит очень - врачей боится. Вены «прячутся» и взять кровь не выходит.

Ко мне робко подошел застенчивый Юра и, задирая рукава растянутого свитерка, продемонстрировал места проколов на сгибах обеих рук. Расхрабрившийся Максимка с детской непосредственностью аккуратно потрогал объектив фотоаппарата. А Настя не посмела подойти, просто сидела на стуле и смотрела во все огромные глаза на происходящее. У меня появилось желание обнять этих недоласканных детей и дать им хоть что-то. В сумке были два яблока и три конфеты. Глаза Юры загорелись при виде гостинцев, но бабушка строго спрятала сладости до срока...

Будет ли старшим детям лучше в приюте, чем с бабушками? Быть может. Ведь там будет полноценное питание и новые друзья. Только вот младший Максимка останется со взрослыми. А старшие братья и сестры - это кумиры для младших, значит, у мальчика впереди еще один стресс от расставания с близкими.

К тому же выплаты на воспитанника  семье тоже не светят, так как даже мизерные пособия на ребенка положено оформлять матери как законному представителю сына. А маму Лену Максимка в последний раз видел 18 февраля, когда она приходила за вещами. С тех пор от второй «кукушки» - ни ответа, ни привета и телефон молчит.

Возможно, когда силы и терпение закончатся, то женщинам придется пойти на крайнюю меру и подать в суд на лишение Елены родительских прав. Вот тогда опека и сможет назначить выплаты на Максимку, а пока...

- Мы бы хотели о помощи попросить у батайчан, - пристально посмотрела на меня прабабушка Нина. - Не хватает нам на жизнь пенсии. Можно было бы и продуктами или одеждой, но лучше, конечно, деньгами.  Может быть, отзовутся люди добрые?!

Постскриптум

БВ продолжит переписку с органами опеки на предмет сохранения детей в семье. Пока без ответов остаются вопросы о том, почему дочери Поступаевых до сих пор не лишены родительских прав. Как случилось, что две старушки, растящие детей, оказались без ощутимой поддержки государства? Судя по детям, они явно не доедают...

Не удалось нам связаться и с матерями. С позволения сказать, матерями.

Будем работать дальше. А пока, если вам не все равно, окажите помощь Поступаевым! Они в ней нуждаются! Сбор помощи - в редакции. Телефон для уточнений 8(86354) 5-09-98, 8-908-508-44-60.

Марина Бородина

Фото БВ