16+
"Батайское время" выходит каждую среду.
Вход пользователя

Маньяк – на свободе

В Ростове задержали подозреваемого в убийстве нескольких девушек. А тем временем, насильник из Батайска, убивший в 1995 году батайчанку, по-прежнему на свободе. За это время он совершил еще два нападения на женщин, женился, родил ребенка и «держит хозяйство».
Фото БВ и с личной страницы Н. в ОК.ru

На фото слева: Тамара Елисеевна Таценко на могиле убитой в 1995 году дочери. На фото справа: Н. - в ЗАГСе. Пока семья погибшей девушки ждет наказания насильника, он живет обычной жизнью.

Суворовский, год 2018-й
Следственное управление СК Ростовской области 24 ноября распространило срочную новость - «установлено лицо, причастное к совершению убийства Маргариты Кузьминовой».

Фото 1rnd.ru

Подозреваемый в убийстве Риты Кузьминовой


16 октября этого года девушка ушла из дома в мкр. Суворовском, что в донской столице, после чего исчезла в неизвестном направлении. Впоследствии ее тело было обнаружено с признаками насильственной смерти. Был арестован 37-летний житель Ростова, военнослужащий. ДНК-экспертиза показала: он причастен еще к нескольким убийствам начала 2000 и 2001 года.

Фото donnews.ru

М. Кузьминову изнасиловали и задушили


Сейчас этот человек дает признательные показания. Только вот сядет ли он в тюрьму? Как ни парадоксально звучит этот вопрос, но история маньяка, который в 1995 году убил и изнасиловал девушку в Батайске, в парке им. Ленина, а затем попытался надругаться еще над одной юной батайчанкой, говорит о другом. Батайский маньяк после суда не провел в тюрьме ни дня. И с того времени, несмотря на то, что вина его была доказана, совершил еще два нападения на женщин. Более того - он женился, родил сына и «держит хозяйство». Под наблюдением психиатра. И то - не всегда... 

Батайск, 1995-й 
Летом этого года газета «Батайское время» опубликовала два материала: «Среди зэков не значится» и «Батайский маньяк должен сидеть в тюрьме». Поводом для публикаций стало возобновление расследования военным следственным управлением следкома России по ЮВО в отношении Н. - батайского насильника, имя которого в рамках этой публикации мы разглашать не можем. 
Вкратце напомним: в ночь с 25 на 26 июня 1995 года в Батайске в парке им. Ленина, в 50 метрах от входа в здание ОВД, была убита и изнасилована девушка, Елена Таценко. Место убийства просматривалось со ступенек отдела милиции, перед смертью Лена кричала, но это не спасло несчастную - Н. ее изнасиловал и задушил. 
А уже через две недели было совершено еще одно нападение, на другую молодую батайчанку, но та, видно, родилась в рубашке. Когда маньяк уже пытался насильничать, жертва заметила проходящего невдалеке милиционера, вырвалась и побежала, тем самым, спасшись. Н. задержали 10 июля 1995 года. Он, на тот момент курсант ростовского военного училища, недавно женившийся, имевший грудную дочь, почти сразу начал давать признательные показания. С учетом его статуса военнослужащего, дело было передано военной прокуратуре. Обо всем этом мы узнали из рассказов очевидцев, следователей, работников уголовного розыска и тех немногих бумаг, которые имеются на руках родственников пострадавших. 
С того момента прошло 23 года, но тома дела лишь продолжают накапливаться, а сам Н. так, судя по всему, и не сядет в тюрьму. Более того - его могут не отправить даже в психбольницу. 
В 1999 году военный суд решил, что на момент совершения преступлений Н. был вменяем, а вот за время следствия потерял психическое здоровье. Определение военного суда гласило: производство по делу прекратить, из-под стражи освободить и направить на принудительное психиатрическое лечение. 
Пыль с многотомного дела для батайчан помогла сдуть мать погибшей в Батайске девушки Елены Таценко - Тамара Елисеевна. Она никогда не видела убийцу дочери в лицо - его не привозили на заседания, и женщина уверена: высокопоставленные родственники откупили душегуба. Однако женщина преклонных лет не теряет надежды . Особенно сейчас, когда расследование дела в мае этого года было возобновлено вновь, а следственные органы предъявили Н. обвинение. Только вот перспектив у следствия отправить Н. за решетку или в психушку почти нет...

Фото

Лена Таценко, убитая в Батайске, в парке им. Ленина


Как живут маньяки 
Страницу, зарегистрированную в соцсети «Одноклассники» на Н., найти было не сложно. Дата ее создания - 2016 год. Казалось бы: убийца, насильник, он должен содержаться, если не в тюрьме, то, как минимум, в специализированном учреждении. Но на странице Н. царила идиллия: он в ЗАГСе с дамой, он, в обнимку с той же женщиной, отдыхает у водоема... Правда, на момент выхода этого материала страница была удалена. Видимо, об этом позаботились родственники, с которыми через ту же соцсеть попыталась связаться редакция. Но ни они, ни сам Н. на контакт с БВ так и не пошли. 
Как же провел последние 23 года после совершения преступлений батайский маньяк Н.? Официальные комментарии, которые получила редакция от правоохранительных органов, оказались крайне скупы. А потому мы затеяли свое расследование, и вот, что выяснили из источников близких к следствию. 
Время от времени, начиная с 1995 года вплоть до 2013-го, Н. находился на принудительном лечении в различных психиатрических больницах. Такие решения принимали суд Северо-Кавказского военного округа и Ворошиловский районный. Так, например, с февраля по май 1999 года Н. проходил принудительное лечение в Орле с декабря 1999 по июнь 2002 года - в Новочеркасской психиатрической больнице с июня 2002 по апрель 2003 - в больнице Ковалевки... 
А вот в марте 2003 года в Северо-Кавказский окружной военный суд поступило представление главврача психиатрической больницы №1, которое вкупе с решением суда отпустило батайского маньяка фактически на свободу. Психиатры решили, что на фоне лечения наступила стойкая ремиссия, в связи с чем он социальной опасности для себя и окружающих не представляет. Забегая вперед, скажем, что это решение чуть не стоило жизни двум женщинам...

Фото с личной страницы Н. в ОК.RU

Развлекающийся Н. с супругой


Н. прошел еще одну экспертизу, на этот раз в Москве, в институте им. Сербского, и в сентябре 2003 года меры принудительного лечения ему были отменены! С этого момента дело было приостановлено, из-под стражи Н. выпустили и рекомендовали наблюдаться у психиатра по месту жительства. 
Вышедший на свободу насильник даже устроился на работу - электриком-монтажником. Но уже через несколько месяцев, в январе 2004 года, произошло то, что должно было убедить и суды, и психиатров в ошибочности принятых решений, - маньяк вновь совершил нападение. Он приставил нож к горлу женщины, отобрал у нее деньги, однако насиловать не стал. 
И, как вы понимаете, осужден он не был - эксперты вновь сделали вывод о наличии у него психического расстройства. Казалось бы: вот оно, больного человека изолируют от общества! Спасут и нас, и его. Но нет... 
Сначала Н. помещают в п. Ковалевку, и уже менее, чем через год Аксайский районный суд переводит его на амбулаторное лечение! То бишь - отпускает домой. Более того - маньяку присваивают группу инвалидности, и он даже начинает получать пенсию, наблюдаясь у участкового психиатра. Впрочем, пенсию как инвалид он получает и сейчас. 
А дальше вновь происходит чудовищное, за что никто так и не ответил - ни сам психически нездоровый человек, ни чины, отпустившие его на свободу. 16 сентября 2005 года Н. вновь совершает нападение. Подкараулив женщину около полуночи в Ростове, преступник свалил ее на землю. Избивал, пытался душить, на ходу расстегивая штаны... И остановился, только отобрав деньги и ювелирные украшения. 
Казалось бы: развязка. На лечение, до конца дней. Но нет, дубль два: постановлением суда Н. признается невменяемым и вновь направляется на принудительное лечение в Орел с диагнозом «шизофрения». Там он находился с 2006 по 2010 год, затем его переводят в Новочеркасск, а в 2013 году Аксайский районный суд опять отпускает Н. на свободу! Раз в месяц отпущенный должен посещать психиатра и выполнять назначения врача... 

Болен, значит, свободен? 
В итоге с 2014 года у Н. начинается вольная жизнь. Решением суда ему отменяются даже нехитрые меры воздействия - принудительное наблюдение у психиатра. В то время, как родные Лены Таценко, оплакивают неотомщенную дочь, маньяк строит свою семейную жизнь. Не ответивший ни за что, находящийся под чьим-то заботливым крылом, бывший военнослужащий, по информации БВ, в 2016 году женится на некой медсестре, живет в одной из деревень Ростовской области, разводи кур, уток. У него даже родился сын! Он получает пенсию, подрабатывает, «помогая одиноким людям по дому». 
А что же следствие, спросите вы? Вот и мы задаемся вопросом - почему в жизни маньяка наступила такая пауза? Вылечился? Значит, его должны были судить. Болен? Так должны были лечить! Никакого надзора, судя по всему, за этот период времени со стороны полиции за ним не осуществлялось. А жена даже и не знала, за кого вышла замуж и родила ребенка... 
И вот только в апреле 2018 года Северо-Кавказский окружной суд выносит постановление, на основании которого предварительное расследование в отношение Н. возобновляется. По информации БВ, основанием для возобновления следствия «послужило поступление сведений о прекращении в отношении Н. принудительных мер в виде амбулаторного наблюдения и лечения у психиатра по месту жительства». Спустя четыре года... Почему так произошло? Где болтались эти самые сведения целых четыре года? Редакции не известно. Как мы писали выше, комментарии правоохранительных органов крайне скупы. Хотя, как заверили нас в пресс-службе ВСУ СК по ЮВО, ведомство принципиально заинтересовано в том, чтобы довести дело до справедливого финала. 
Сейчас Н. предъявлено обвинение. Татьяна Елисеевна Таценко вновь, спустя почти четверть века, ездит на опросы в следственный комитет. Опираясь на палку, она приезжает на могилу дочери в «Красном саду» и рассказывает ей последние новости.... 
А между тем, как утверждают наши источники, экспертиза института им. Сербского этим летом вновь установила, что Н. невменяем. Вот только вердикт психиатров неизменен: ни в тюрьму, ни в психушку маньяку нельзя. Болен, значит, свободен... 

Постфактум 
Дело вот-вот будет передано на рассмотрение в суд. В пресс-службе ВСУ СК России по ЮВО нас заверили: как только будет возможно, общественности огласят детали происходящего.

При этом Тамара Елисеевна Таценко сообщила редакции, что, как объяснили ей следователи, эксперты-психиатры подтвердили наличие у Н. психического заболевания, однако они настаивают на том, Н. нельзя отправлять в спецучереждене. Врачи почему-то считают, что маньяк должен быть свободным и наблюдаться у психиатра по месту жительства. Решать же будет суд.
Мы же, в свою очередь, решили направить от редакции запрос в столицу, Президенту РФ В. Путину с просьбой проверить результаты экспертизы и основания для вердикта врачей. Говорят, этот метод работает... А если нет и если в этой истории все по закону, то зачем тогда России нужен этот самый закон?!

Светлана Шишканова