16+
"Батайское время" выходит каждую среду.
Вход пользователя

«Шашечные» игры батайских таксистов

Таксисты-нелегалы стоят даже в центре города. Фото Александра Кондратьева.

Половина компаний такси в городе являются нелегальными, никакой ответственности за жизнь и здоровье пассажира они не несут - это признали все чиновники, к которым обратилось «БВ»

По неофициальным данным, в нашем городе  существуют более 40 компаний такси. Эту цифру в беседах с «БВ» назвали десятки людей. Назвали с оговоркой - не ссылаться на них. Так как автомобильные перевозчики делятся на две категории: официально зарегистрированные такси и так называемые «нелегалы». Белые и черные...как в игре, которая является их символом.

При этом, данное направление бизнеса очень прибыльно, что бы ни говорили сами «шашечные» перевозчики, а точнее те, кому водители отстегивают с каждого вызова. С учетом того, что только визуально на улицах города курсируют, без преувеличения, сотни машин, можно с уверенностью сказать: в Батайске сложилась целая отрасль почти нелегального бизнеса, которая никем не контролируется и дает поступлений ни в какие бюджеты. Судите сами.

Играют «Белые»

Это те фирмы, которые зарегистрировались в налоговой инспекции официально. Они имеют собственный или арендованный таксопарк. Водители ежедневно проходят медицинское освидетельствование. Машины на наличие неисправностей проверяются в ремонтных боксах. Вроде бы все хорошо...  Но! В основном, все перечисленное есть только на словах. На деле у большинства таких фирм автомобили находятся в удручающем состоянии, водители получают заветный медицинский штамп примерно за 200 рублей у знакомых врачей. Да и ремонтный бокс существует лишь на бумаге.

Водителей тоже набирают по непонятным критериям. Здесь можно положиться лишь на порядочность работодателя, который сам определяет кого «сажать за руль». Гарантий, что водитель не наркоман и не алкоголик, нет. Лишь в немногочисленных фирмах берут на работу людей, знающих улицы города, со стажем вождения не менее десяти лет и после полного медицинского освидетельствования,

- Около двух лет назад руководители нескольких фирм такси подумывали создать свою Ассоциацию. Цель была навести порядок в этой сфере: создать приемлемые и единые для всех тарифы и повысить качество обслуживания, - говорит Галина Киселева руководительница одной из таксофирм.

Может быть, проект действительно помог бы батайчанам и контролирующим организациям навести порядок в отрасли. Но... он не нашел понимания фактически ни у кого: ни у большинства перевозчиков, ни у городских властей. Все осталось так, как есть.

Играют «Черные»

Таковых, по информации наших источников (тех же владельцев компаний такси), больше половины.  Часто их можно найти на остановочных комплексах, возле городского рынка и на вокзале. «Нелегала» легко отличить по отсутствию шашечек на крыше авто, наклейкам, напоминающим те, которыми обозначаются легальные такси, но без логотипов действующих в городе фирм. Стоит отметить, что такой перевозчик абсолютно не несет ответственности за пассажиров. Тарифа за проезд  у «нелегала» не существует. Здесь действует устная договоренность. Не факт, что пассажир доедет до места назначения по изначально установленной цене.

Так почему же таксисты-нелегалы не желают оформлять свою деятельность официально?

«Теневикам» не нравится делиться выручкой с работодателем. Их можно понять. Официальной фирме им пришлось бы платить от 250 до 700 рублей в сутки. При огромном количестве таксистов в Батайске «нелегалу-одиночке» трудно найти клиента. По их словам, бывают дни, когда выручка оправдывает только топливо. Некоторые из «теневиков» оформляются в качестве индивидуального предпринимателя, не открыв при этом соответствующий вид деятельности. Люди просто не хотят платить налоги. Нанимают бабушек-диспетчеров, принимающих заказы у себя дома, да ловят клиентов, как говорят таксисты, «с колеса», то есть наматывая по городу круги.  Почему? Чтобы не платить налоги!

«Военные» действия в борьбе за клиентов

Что касается отношений легальных и нелегальных таксистов, то, как нетрудно догадаться, особой радости от существования друг друга они не испытывают. Что делать - конкуренция. Примеры борьбы за место под солнцем самые разные: от сообщений в милицию друг на друга, блокирования машин до банального мордобоя. Некоторые водители мстят, разрезая колеса или вкручивая в покрышки саморезы. Почти «естественный отбор»!

Кто в ответе за пассажиров?

Вот так обстоит ситуация с такси в городе. Батайчанам,  пользующимся их услугами, от этого не легче  - слоган «клиент всегда прав» здесь не действует от упущенной выгоды провисает и бюджет города. Но почему? Неужели сегодня наша газета публикует столь удивительные факты? Мы решили задаться самым банальным вопросом  - а кто вообще контролирует работу такси на предмет соблюдения законодательства? Картина у нас получилась еще та: никто не контролирует, а это значит, что в машине нелегального такси каждый отвечает за себя сам - и водитель, его клиент-пассажир. Однако обо всем по порядку.

ГИБДД

Полномочия для проверки такси у сотрудников ДПС небольшие. У водителя- перевозчика должны быть в автомобиле следующие документы: путевой лист с отметкой о медосвидетельствовании, договор с фирмой-работодателем, договор аренды автомобиля (при необходимости) и стандартный пакет бумаг обычного водителя. Проверять наличие у «бомбилы» права на осуществление деятельности как такси сотрудник ГИБДД не может. Так как это уже не их компетенция. Они могут привлечь «шашечных» лишь за нарушение правил дорожного движения.

- Каждый месяц наши сотрудники проводят операцию «Такси», в ходе которой выявляются нарушители. Представление о них направляется в прокуратуру, - говорит начальник ГИБДД г. Батайска Андрей Кардашян.

Кстати, по поводу нарушений. Под видом разговорчивых пассажиров журналисты «БВ» узнали, что у некоторых фирм-такси существует негласный бартер с милицией. Получая некоторые «привилегии» на дорогах, «бомбилы» бесплатно возят сотрудников милиции по служебным нуждам.

- Никакой договоренности  с таксистами у нас нет, - тем не менее, парировали нам в ГАИ.-  Мы наоборот по мере сил и возможностей стараемся их контролировать.

Может, договоренностей, конечно, и нет. Только почему таксисты стоят в ожидании клиента в неположенных для парковки местах? Кто не видел, к примеру, таксиста «Виктор», которого можно постоянно наблюдать на остановочном комплексе  недалеко от городского рынка. Видимо, сотрудники ДПС слепнут при виде его машины или он четко осведомлен о датах проведения операции «Такси».

Транспортная инспекция

С 2005 года Владимир Путин под эгидой помощи малому и среднему бизнесу освободил таксофирмы от «тяжкого» бремени лицензирования. Теперь транспортная инспекция фигурирует в проверках лишь в качестве привлеченного специалиста для прокуратуры.

- Легковые перевозки - это бич нашей транспортной сферы! Никакого надзирающего органа у них нет. В законодательстве правам и обязанностям таксистов тоже уделено очень мало внимания, - говорит начальник отдела Южного управления Госавтонадзора Александр Скребнев.

Прокуратура

За 2010 год прокуратура города возбудило только одно административное дело, касающееся такси. От батайчанина поступило заявление с жалобой на обслуживание такси  - машина приехала с большим опозданием. Далее дело было направлено в Роспотребнадзор области. Документы по делопроизводству были неверно составлены. Роспотребнадзор отказался рассматривать «шашечное» нарушение.

Роспотребнадзор

Единственное место, куда могут обратиться пассажиры с жалобой на такси, - Роспотребнадзор.  Разбираться с нарушителями будут в судебном порядке в соответствии с Федеральный законом Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Однако с иском в суд никто из батайчан не приходил.

ИТОГО

По данным налоговой инспекции, в городе зарегистрирована 21 таксофирма - эти услуги осуществляют 18 индивидуальных предпринимателей и 3 общества с ограниченной ответственностью. Это те такси, которые ежеквартально отчитываются по декларациям. Количество всех фирм, открывших такой вид деятельности, огромное. Но они не занимаются извозом - открыли «на всякий случай».

Из нашей нехитрой бухгалтерии следует, что больше половины компаний, имеющих название, живут под черным флагом. Не платят налоги, не отвечают за жизнь клиента, не говоря уже о качестве услуг в таких мелочах, как быстрая подача машины или чистота в салоне. Де еще и, по сути, «подставляют» своих белых коллег.

При этом сами чиновники признают, что во многом этому способствует несовершенная законодательная база нашей страны. Хотя почему «несовершенная»? Может быть, это как раз тот случай, когда государство оставило лазейку для простых граждан, тех, кто, оставшись без работы сегодня, завтра может выйти на дорогу и «бомбить». Жаль только, что бомбы падают в одну и ту же воронку, и имя ей - пассажир.